Технологическая карта. установка бортовых камней на автомобильных дорогах

Виды тротуарных бордюров

К ним относятся поребрики из бетона и бортовые камни, изготовленные с помощью вибролитья и вибропрессования.

Бетонные поребрики

Широкое применение поребрики получили при прокладке автомобильных дорог: ими отделяют проезжую часть от пешеходной. Изготавливают поребрики согласно ГОСТу, методом прессования или литья.

Вибролитьевые бордюры

Изготовленные методом литья, такие изделия имеют искривленную геометрию в связи с использованием жидкого бетонного раствора. Воздух, остающийся в растворе, не изгоняется, в результате чего готовое изделие получается с пористой структурой и легко разрушается. Такие бортовые камни дешевле бордюрных, изготовленных методом вибропрессования, но не имеют других расцветок, кроме серой, а армирующий каркас затрудняет монтаж ограждений в случае их нарезки.

Сейчас читают: Скульптуры из бетона (фигуры) технология изготовления своими руками

Вибропрессованный бордюр

Технология изготовления позволяет получить ровную поверхность. По техническим показателям вибропрессованные бортовые камни обладают пониженным влагопоглощением, прочностью и износостойкостью. Метод штамповки позволяет получить большое количество готовых изделий с различным цветом.

Вибропрессованые бордюры

Вибролитьевые бордюры

Бетонные поребрики

Чем отличаются вибропресованные от вибролитых бордюров?

В первую очередь изделия отличаются способом производства. Вибропрессование предполагает производство изделий в крупных масштабах и потому использует вибрационные установки. А вибролитые бордюры изготавливаются ручным способом.

Вид бордюра Технические характеристики Внешний вид
Вибролитой Тяжелый вес, низкая морозостойкость и эксплуатационные показатели. Вследствие пор быстро образуются трещины и сколы, что приводит к скорому разрушению борта. Поверхность пористая, неэстетичный серый цвет, после монтажа остаются грубые стыки. Сложность в установке при устройстве поворотов — арматуру сложно срезать без ущерба общему виду изделия.
Вибропрессованный Компактность и сравнительно небольшой вес, ровная поверхность, отсутствие пор, хорошие эксплуатационные показатели вследствие высокой прочности и морозостойкости. Ровная поверхность без пор, эстетичный внешний вид, широкий спектр цветовых решений, возможность применения для оформления углов.

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) — комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда для выполнения технологического процесса и определяющий состав производственных операций с применением наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по определённо заданной технологии. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), Проектов организации строительства (ПОС) и другой организационно-технологической документации строительными подразделениями. ТТК является составной частью Проектов производства работ (далее по тексту — ППР) и используется в составе ППР согласно МДС 12-81.2007. 1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства работ по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси. Определён состав производственных операций, требования к контролю качества и приемке работ, плановая трудоемкость работ, трудовые, производственные и материальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности и охране труда. 1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются: — типовые чертежи; — строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП); — заводские инструкции и технические условия (ТУ); — нормы и расценки на строительно-монтажных работы (ГЭСН-2001 ЕНиР); — производственные нормы расхода материалов (НПРМ); — местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов. 1.4. Цель создания ТТК — дать рекомендуемую нормативными документами схему технологического процесса по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, с целью обеспечения их высокого качества, а также: — снижение себестоимости работ; — сокращение продолжительности строительства; — обеспечение безопасности выполняемых работ; — организации ритмичной работы; — рациональное использование трудовых ресурсов и машин; — унификации технологических решений. 1.5. На базе ТТК разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ (СНиП 3.01.01-85* «Организация строительного производства») по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси. Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ. РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации. 1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах. Порядок привязки ТТК к местным условиям: — рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта; — проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту; — корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением; — пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту; — оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами. 1.7. Типовая технологическая карта разработана для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров, бригадиров) и рабочих, выполняющих работы во II-й дорожно-климатической зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства работ по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ. Технологическая карта рассчитана на следующие объемы:

— установка бетонных бортовых камней — 100 м.

Классификация бордюров

В наш современный технологический век бетонное литье позволяет создавать бордюры любых геометрических форм и  размеров, а специальные красители позволяют позволяют получить любой цвет и оттенок.

Тротуарный бордюр

Самый распространенный бордюрный камень. Включает в себя огромное множество видов, отличающихся между собой в основном материалами изготовления  и способом применения. Тротуарный бордюр широко используется для обрамления дорожек из тротуарной плитки. Также бордюры сдерживают расползание тротуарной плитки и не допускают перемешивания разных слоев грунта.

Дорожный бордюр

Дорожный бордюр — это вообще отдельная тема, но уделю пару строк. Основное применение дорожного бордюра — это разделение проезжей части от пешеходной, либо отделение газона от дороги  — суть одна. Дорожный бортовой камень (так еще называют дорожный бордюр) является неотъемлемой частью строительства дорог.

Материалы, используемые для бордюров

Садовые дорожки оформляют следующими бордюрами:

  • из бетона. Производят их из одного бетона и с установкой армирующего каркаса. Каркас увеличивает прочность и срок службы. Марку бетона используют не меньше М200. Хорошо выглядят на прямых дорожках;
  • натурального камня. Используют цельный камень, который режется по размерам и заданной форме. У таких бордюров высокая прочность и высокая цена. По своей расцветке и фактуре с ними мало что может сравниться;
  • клинкера. Бордюры из этого материала отличаются своеобразным окрасом. Торцы у бордюров оснащены технологическими отверстиями. С помощью металлических прутков, вставляемых в них, бордюры соединяют;
  • металла. Для их изготовления используют нержавеющую сталь, реже медь или алюминий. Ими оформляют ровные дорожки, имеющие прямые повороты;
  • кирпича. Это непрактичное и недолговечное окаймление. Но сочетание его и брусчатки идеальное;
  • резины. Для их изготовления используют резиновую крошку. Бордюры устойчивы к влаге и низким температурам;
  • пластика. Бордюры из него не особо прочные, быстро выцветают. Их невысокая стоимость делает их конкурентными.

Как поставить бордюр полукругом. Как правильно установить бордюры для тротуарной плитки и брусчатки своими руками, виды укладки

Назначение бордюра очевидно: предотвратить разрушение дорожки, не допустить попадания материалов покрытия в грядки и на газон, обеспечить аккуратный вид тропинки в соответствии с окружающим ландшафтом. В отличие от некоторых других вариантов покрытие из плитки и брусчатки обязательно имеет ограждение, без которого оно просто развалится.

Виды ограждений для тротуаров

Наиболее часто для дорожек из тротуарной плитки применяют бордюрный камень (поребрик) в виде параллелепипеда со срезанным углом. Однако встречаются образцы с отделкой, а также ограждения в виде цилиндров. Для колеровки используются те же красный и желтый цвета, что и для брусчатки.

Для экономии бордюрный камень возможно отлить из бетона своими руками, в соответствии с мастер-классом в отдельной статье.

Также существует пластиковый и металлический бордюр, которые после установки практически незаметны.

Ограждение такого вида не предназначено для больших нагрузок и используется для разграничения поверхностей, когда плоскость дорожки совпадает с уровнем газона, грунта или другого покрытия.

Способы укладки бордюров для брусчатки

Чаще всего верхний уровень бордюрного камня совпадает с плоскостью дорожки. В тех случаях, когда на покрытие может попадать грунт, что случается во время дождя, бордюр устанавливают выше покрытия.

Таким образом, существуют два варианта монтажа бордюрного камня

Обратите внимание на правильное расположение закругленного угла поребрика

Правила монтажа бордюрного камня

На практике установка бордюра для дорожки из тротуарной плитки может оказаться проще, чем кажется. При выполнении работ потребуется инструмент в соответствии с перечнем.

До начала укладки бордюрного камня следует определиться с параметрами будущего покрытия. Для защиты от дождя рекомендуется сформировать полотно дорожки выше уровня земли на 2-4см.

С этой же целью следует обеспечить уклон покрытия 2-4 градуса. Возможно, продольный уклон уже обеспечен условиями ландшафта. В противном случае полезно расположить бордюр по обеим сторонам дорожки с разницей по высоте 1-2см.

Обратите внимание

Поребрик для покрытия из тротуарной плитки необходимо установить на определенном и точном расстоянии, чтобы обеспечить размещение брусчатки без подрезки. Расчет ведется с учетом зазора между элементами покрытия 2-4мм.

При отсутствии опыта лучше скопировать необходимый размер с готовой дорожки. Лоток для отведения воды имеет наклон боковых поверхностей, так что при его использовании следует брать в расчет наибольшую ширину элемента.

Теперь можно приступить к укладке бордюра своими руками в соответствии со следующим планом:

Дорожку размечают с помощью обноски из шпагата и колышков.
Копают канавку с учетом размеров поребрика и уровнем поверхности дорожки. Суммарная высота песка и раствора под бордюром составит порядка 7-9см. Если бордюрный камень имеет высоту 20см, а дорожку планируют выше грунта на 3см, глубина канавки составит 25см. При этом имеется в виду размещение бордюра заподлицо с поверхностью покрытия. Траншею ровняют и трамбуют.
В канавку засыпают слой песка 6-8см. Последний выравнивают, увлажняют и трамбуют.
Натягивают шпагат для контроля размещения бордюра по уровню и направлению.
Готовят раствор из цемента и песка в соотношении 1:3. Последний должен быть достаточно густым и не растекаться при укладке.
Раствор укладывают на место размещения поребрика.
Бордюр аккуратно кладут в канавку и ровняют в соответствии со шпагатом, нанося удары резиновой киянкой.
По обеим сторонам поребрика мастерком укладывают раствор так, чтобы полностью закрыть подошву бордюра

Операция обеспечит достаточную надежность ограждения для дорожки.
Там, где бордюрный камень уже выставлен, траншею можно осторожно засыпать землей, не касаясь поребрика. В таких условиях созревание бетона пройдет быстрее.
Выставленное ограждение для дорожки нельзя использовать до окончательного застывания цемента в течение 10-20 суток.
Когда бетон созреет полностью, можно укладывать брусчатку

Грунт с наружной стороны бордюра трамбуют, подсыпают и выравнивают после завершения монтажа плитки.

Советы

В заключение рассмотрим несколько советов, которые помогут Вам правильно выполнить монтаж:

  • После застывания рекомендуется выровнять края плитки — для этого подойдет циркулярная пила с диском, который хорошо работает с твердыми материалами. Закругление краев нужно обязательно сделать в том случае, если бордюр обладает сложной формой.
  • Работы следует проводить в теплое время года при положительной температуре воздуха и отсутствии осадков. В случае осадков и на морозе работы проводить не рекомендуется, поскольку это может размягчить цементную смесь, что сделает бордюр хрупким и ненадежным.
  • В случае избыточного увлажнения участка рекомендуется заранее спланировать подземный дренаж. При необходимости можно сделать отверстия в бордюре для удаления лишней воды. Сделать дырки можно с помощью обычной дрели с усиленным наконечником для работы с бетоном.

Как вам статья?

Мне нравитсяНе нравится

Подготовка до начала выполнения работ

Укладка бордюра — несложная задача, справится с которой сможет даже человек без большого опыта ремонтных работ. Перед его монтажом необходимо расчистить участок от мусора и органических остатков. Перекапывать участок не рекомендуется — так Вы нарушите целостность почвы, что сделает грунт зыбким и ненадежным. Также рекомендуется посмотреть прогноз погоды и подобрать солнечный день, поскольку дождь может размягчить бетонную смесь.

Для монтажа понадобится подготовить необходимые материалы и оборудование, которые можно достать в любом строительном магазине. Перед их закупкой рекомендуется сделать предварительные замеры, чтобы определиться с количеством расходных материалов. Ниже мы рассмотрим перечень необходимых материалов и инструментов более подробно.

Инструменты

Для монтажа понадобится заранее подготовить следующие инструменты:

  • Веревки, шпагат или длинные шнурки. Эти «инструменты» понадобятся на этапе разметки, чтобы отделить грунтовую зону от бордюрной, а также для отделения бордюра от плиточной зоны.
  • Лопата. Она понадобится для удаления верхнего слоя почва, а также для создания траншеи, в которую будет устанавливаться бордюрная система участка.
  • Болгарка с диском, который справится с обработкой твердых материалов. Этот инструмент понадобится для того, чтобы обрабатывать бордюрный камень на заключительном этапе монтажа.
  • Бетон и бетономешалка. Эти материалы понадобятся для приготовления раствора, который будет заливаться в траншею для создания бордюрного блока.
  • Также мастеру понадобится мелкий щебень и песок, длинный строительный уровень, чистая вода для приготовления бетонного раствора.

Материалы

Тротуарный блок может выполняться из различных материалов — бетон, натуральный или искусственный камень, клинкер, полимерная смесь с добавлением песка, резина и даже пластик. Каждый из материалов обладает своими особенностями, поэтому мы дадим краткую характеристику этих материалов, чтобы у мастера не возникло сложностей с выбором:

  • Бетон. Отличается очень высокой прочностью и низкой ценой, но посредственным внешним видом. Чаще всего для изготовления блоков используют бетон марки M400, а его можно использовать как для отделки парков, так и придорожной зоны.
  • Натуральный камень. Отличается хорошей прочностью и красивым внешним видом, но дорого стоит. Поэтому материал чаще всего применяют при декоративной отделке парков и частных земельных участков. Бордюры из натурального камня выполняются в нескольких расцветках, что позволяет мастеру подобрать самый красивый вариант.
  • Искусственный камень. Материал изготавливается на основе бетона и каменной крошки. Обладает отличной прочностью и по внешнему виду практически не отличается от натурального камня, а стоит на порядок дешевле. Поэтому искусственный камень часто используют в проектах с ограниченным бюджетом.
  • Клинкер. Изготавливается из специальной прочной глины, а по составу и физическим свойствам этот материал идентичен клинкерному кирпичу. Клинкер отличается хорошей прочностью и приятным внешним видом, но на практике он используется редко в связи с высокой ценой и меньшей долговечностью.
  • Полимер с добавлением песка. Такой материал отличается средней прочностью, но приятным внешним видом и умеренной ценой. Поэтому его часто используют для отделки небольших дорожек или тропинок, а вот улицы и парки им отделывают очень редко (он может крошится при сильных ударах).
  • Резина. Представляет материал, полученный в результате переработки автошин. Резиновый бордюр обладает посредственными техническими характеристиками, но у него есть одно серьезное преимущество — высокая устойчивость к воде и холоду. Поэтому им часто отделывают участки дорог с повышенным риском затопления.
  • Пластик. Сравнительно новый материал, из которого изготовляют бордюрные плиты. Отличается низкой ценой, неплохой прочностью и богатым разнообразием расцветок. Однако у пластика есть крупный недостаток — он выгорает на солнце.

Нестандартные размеры бордюров

Согласитесь, для обустройства приусадебного участка такие большие и массивные бордюры не нужны. Вернее, очень редко нужны. Разве что самые маленькие для того, чтобы отгородить дорожку для авто от газона/огорода. Тут их прочность потребуется, чтобы вся красота не разъезжалась. А остальные применимы при устройстве дорог.

Для садовой и подъездной дорожки такие варианты более приемлемы. Они не только выглядят лучше, но и весят, и стоят меньше

Поэтому производители той же тротуарной плитки делают бордюры по собственным размерам. Называют такие изделия газонными или садовыми бордюрами. Кстати, стандарт не запрещает изготавливать бордюрные камни других размеров. Только они должны иметь прочность не ниже B22.5 и морозостойкость не ниже F200. Можно встретить такое название, как бордюр типового размера. Это о том, что такой габарит встречается часто. Но не о том, что он прописан в стандарте. Вот какие можно найти размеры бордюров для дорожек в саду или во дворе:

  • 500*200*80, вес одной штуки около 20 кг;
  • 390*190-90 и массой около 15 кг;
  • 500*240*35, вес 9 кг.

Есть даже с каким-то рисунком. Но это на любителя, конечно В общем, размеры бордюров есть разные. Длина от 80 см до 40 см, высота — около 200 мм, ширина — от 3.5 см до 10 см. Они могут быть «стандартного» серого цвета. Цветные стоят чуть дороже. Цвета, обычно те же, что и у тротуарной плитки. Чаще всего это красный, коричневый, зеленый, иногда желтый. Учтите, что цвета не «чистые», а с примесью серого цвета цемента.

Гранитные бордюры укладывают с гранитной плиткой

Есть еще гранитные бордюры. Они бывают также нескольких размеров:

  • длина от 70 см до 2 метров,
  • ширина — от 80 мм до 200 мм,
  • высота — от 150 мм до 600 мм (150, 200, 300, 400 и 600 мм).

Гранитные бордюры, конечно, красивы и очень долговечны, но они имеют очень большую массу и очень высокую цену.

Как класть тротуарную плитку с применением бордюра: правильный выбор материалов

Область применения тротуарных бордюров распространяется на пешеходные зоны, тротуары вдоль проезжей части, а также дорожки в частном секторе. Владельцы загородных участков используют этот вид строительного материала в качестве бюджетного решения для художественного оформления двора и других зон.

Тротуарная плитка может служить очень долго при условии правильной укладки

Если сравнивать тротуарный вариант изделий с другими типами бордюров, можно выделить целый ряд преимуществ:

  • высокий уровень стойкости к износу;
  • прочность и надежность;
  • стойкость к резким температурным перепадам;
  • практически идеальная чистота поверхности;
  • стойкость к воздействию влаги;
  • неуязвимость перед влиянием химических веществ (допускается даже использование гололедных реагентов);
  • обширная цветовая гамма;
  • нет нужды выполнять дополнительную внешнюю отделку.

В рамках классификации выделяют односторонние и двусторонние тротуарные бордюры. Первые из них используются для мощеных площадок, а также тротуаров, выполненных в ярусной технике. Вторые хороши, если дорожки находятся на одном уровне с газоном, бордюр в этом случае исполняет роль разделителя.

Брусчатку легко укладывать, поэтому ее используют для благоустройства дорожек любого типа

Размер бордюров для тротуарной плитки

Современный ассортимент строительного рынка предлагает множество вариаций бордюров в отношении размеров. Благодаря этому каждый потребитель может отыскать изделия, отвечающие его требованиям.

Классификация бордюров по размерам:

  • поребрики – размерный ряд включает изделия со следующими параметрами: 8х21х50, 5х20х100, 4,5х21х50 см;
  • парковые блоки – габаритные размеры изделия составляют 7х21,1х50 см;
  • бордюр для дорожных покрытий – соответствуют размеру 20х60х300 см.

Тротуарные бордюры заводского производства обычно соответствуют стандартным размерам – 8х20 или 5х20 см. Изделия прямоугольной формы имеют более широкую размерную линейку, включающую маленькие бордюры с параметрами 0,6х2х5 см, а также большие – 8х20х100 см.

Виды бордюров для тротуарной плитки

Если предполагается организация пешеходных дорожек, рекомендуется использовать бордюры, высота которых составляет 30 см, а ширина – не более 20 см. Аллеи ограждаются более легкими вариантами изделий с параметрами 8х20 см.

Качество бордюров для тротуарной плитки: как правильно установить материал

Рекомендации относительно того, как самому положить тротуарную плитку во дворе, ограничиваются не только самой технологией, но и советами по выбору материалов. Качество бордюров, как и самой плитки, оказывает непосредственное влияние на конечный результат, поэтому процесс выбора материалов чрезвычайно важен.

В процессе закупки следует руководствовать несколькими критериями:

Технические характеристики – сюда относится вид бордюра, его структура и размерные параметры, а также особенности формы.
Показатели, отражающие уровень прочности изделий.
Сроки службы бордюров.
Расценки на укладку тротуарной плитки без бордюра и с бордюром (если предполагается использование услуг специалистов).
Стойкость к температурным перепадам, а также воздействию факторов окружающей среды.
Качество окрашивания заготовок (насколько равномерно окрашена поверхность бордюра).
Особенности объекта под укладку плитки (вид дорожки или площадки, площадь, форма и наклон поверхности).

Установка бордюров

Перед тем как осуществлять закупку материала, определитесь, на что лучше класть тротуарную плитку и каким вариантом основания вы можете их обеспечить на своем участке. От этого напрямую зависит тип материала, который нужно будет закупить. Самый распространенный вариант основы под мощение – грунт, с предварительно сформированной подушкой из песка, щебня или бетона.

Укладка тротуарной плитки: расценки на профессиональные услуги

После закупки материала стоит определиться, будете ли вы делать все работы по мощению самостоятельно или наймете для этого специалистов. В каждом из случаев вы получаете определенные преимущества.

Укладка тротуарной брусчатки

С одной стороны, самостоятельное выполнение работ гарантирует существенную экономию денежных средств. С другой стороны, профессиональное обслуживание – залог качественного и надежного результата, конечно если вы найдете действительно умелых и квалифицированных специалистов.

Сколько стоит укладка тротуарной плитки (средние расценки):

Вид работы Цена, руб./м²
Формирование основания из щебня 100
Монтаж бордюров (пог.м) 180
Мощение тротуарной плиткой 400
Демонтаж старого покрытия 240
Выгрузка и погрузка строительного мусора 150
Транспортировка материалов (10 км) 1000

Изготовление бордюра

Установка бордюра для тротуарной плитки своими руками требует соблюдения определенной технологии и последовательности. Понадобятся следующие материалы:

  • бордюр;
  • качественный цемент;
  • сухой песок мелкой структуры;
  • лопата;
  • бруски из дерева (2 штуки);
  • электрическая дрель. Хорошо, если есть насадка;
  • емкость для приготовления размешивания раствора;
  • вода;
  • резиновый молоток;
  • веревка;
  • специальная строительная лопатка из стали с изогнутой ручкой (кельма).

Материалы приготовлены, и можно укладывать бордюры для тротуарной плитки. Нужно только определиться со способом установки конструкции.

Устанавливать бордюр под тротуарную плитку можно несколькими методами:

  1. на основание из щебня;
  2. на основу из песка с цементом;
  3. на подушку из бетона.

Какой вариант выбрать, зависит от предпочтений и срока эксплуатации. Независимо от выбранной методики установки поребрика, необходимо придерживаться следующих шагов в процессе работы:

  1. подготовительный мероприятия (разметка, уточнение глубины расположения);
  2. выравнивание поверхности для установки окантовки;
  3. устройство основания, в зависимости от выбранной методики;
  4. установка окантовки;
  5. закрепление конструкции, заделка швов.

Сначала, при помощи веревки, выполняется разметка. Веревка натягивается на необходимую высоту, учитывая перепады на склонах. Бруски из дерева используются в качестве маячков.

Глубина расположения бордюра зависит от выбранного способа установки, размеров и высоты поребриков. Если нужно класть бордюр для тротуарной плитки, ограничивающей дорожку, то высота поребрика будет равна высоте самого бордюрного камня.

Устройство основания

Перед тем, как заняться устройством основания для окантовки, посмотрите подробное видео, как установить бордюры для тротуарной плитки различными способами.

Если основание выполняется из щебенки, то сначала засыпают траншейное дно песком (на 5 см). Песок нужно полить водой и хорошо утрамбовать. Сверху утрамбованного песка засыпается щебенка, и так же трамбуется. На готовую основу устанавливается окантовка. Это самый легкий и недорогой вариант. Такое ограждение возможно исключительно для дорожек или садовой окантовки.

Основание из цемента с песком, представляет собой предварительную подготовку раствора, и его дальнейшую укладку одним слоем на дно траншеи.

Укладка окантовки на основе бетона считается самым надежным и прочным вариантом, но одновременно и дорогим. Сначала на дно засыпается песочный слой, который поливается и утрамбовывается. Затем засыпается щебеночный слой, который так же поливается водой. И третьим слоем идет подушка из бетона. Отдельно взятый бордюр фиксируется на еще не застывший слой бетона.

Заливка

Заливать бордюры для тротуарной плитки нужно, когда готова подушка для основания поребрика. Заливка выполняется прямо нам поверхность основания, ровным и тонким слоем. Поверх устанавливаются камни, положение которых можно скорректировать с помощью резинового молотка.

Заливка используется для укрепления элементов между собой. Раствором заполняются именно места соединения элементов бордюров. Когда вся конструкция окантовки установлена, раствором заполняются основания установленных блоков. Это и есть завершающий этап монтажа, после которого необходимо дать время на полное высыхание смеси. Можно посмотреть предложенное ниже видео по установке бордюра для тротуарной плитки.

Не забудьте, перед высыханием раствора еще раз убедиться, что установка окантовки проведена по правилам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Усадьба Гари Бас
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: